чт, 30.01.2014 - 19:01
Известно, что уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированное тонких движений паль¬цев рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой мото¬рики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети могут выпол¬нять сложные задания, требующие достаточной точности и согла¬сованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.
Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из разноцвет¬ных бумажных полос. Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезами основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.
Для развития координации движений можно попробовать зани¬маться накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рису¬нок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять вся семья, тогда из различных рисунков сделайте картину — аппликацию, посвященную одной теме.
Если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко — орга¬низуйте игры с бельевыми прищепками. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани, картона. Сюжеты игр могут быть самыми разнооб¬разными, например: «Ежики», «Солнышко», «Елочка», «Бабочка». Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и становятся наиболее любимыми.
Обязательно нужно учить детей вырезать ножницами. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замеча¬тельное свойство: как бы ни вырезал ребенок, все равно получится узор, напоминающий снежинку или звездочку. Необходимо посто¬янно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигу¬рок дети могут составлять композиции — аппликации.
В настоящее время все большую популярность приобретает ори¬гами. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. На занятиях оригами эффективно используются сказки-под¬сказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоми¬нание при выполнении игрушек, ведь механические задания (про¬вести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными — с точки зрения сюжетно-игрового замысла — действием.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязы¬вание узелков, уход за срезанными и живыми цветами, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряже¬ние ребенка пластиковые предметы, разобрать крупу и так далее.
Для детей старшего дошкольного возраста желательно использо¬вать всевозможные упражнения с элементами письма, такие как штри¬ховка в разных направлениях, обводки, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи, графические диктанты.
Рисование различными материалами (ручкой, простым каранда¬шом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего пред¬мета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изобра¬женных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Упражнения для развития мелкой моторики очень просты в исполнении. Но без помощи родителей не обойтись, поскольку любое упражнение нужно сначала показать ребенку, потом проделать его вместе с ребенком, а после этого малыш выполнит его сам.
Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не перегружайте ребенка, не стре¬митесь дать ему все сразу. Много — не значит хорошо. Не заставляйте ребенка ничего делать через силу. Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).
Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится!
Подготовила:Учитель-логопед
Болдырева А. В.
Категория
Родителям