Консультация для воспитателей. Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 6. Бекетова И.А. План 1. Значение дидактических игр. 2. Содержание и виды дидактических игр. 3. Задачи дидактических игр. 4. Организация дидактических игр и руководство ими. 1. Значение дидактических игр. Дидактические игры являются своеобразным средством обучения, отвечающим особенностям ребёнка, включающееся во все системы дошкольного воспитания. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана немецким учёным Ф.Фребелем. Он высоко ценил игру, считал её важнейшим средством воспитания и обучения ребёнка. В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим миром и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляются особенности этой деятельности. Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей . В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребёнка происходит накопление чувственного опыта. Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнить признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Всё это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решением дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированости. В дидактических играх со словом дети учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту. Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним: - Каждая дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. - В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. - Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательной шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. 2. Содержание и виды дидактических игр. Содержание дидактических игр определяется «Программой воспитания в детском саду», оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Из дидактических игр с сюжетом следует выделить игры – инсценировки – показ с помощью игрушек, небольших сценок, в которых перед детьми ставиться дидактическая задача. Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определённой задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами воспитания. В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно – печатные игры и словесные игры. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии , соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребёнок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. Настольно – печатные игры, так же как и игры с предметами основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Как и дидактическая игрушка, настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания. 3. Задачи дидактических игр. Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребёнка определённой умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая. Задачи дидактических игр разнообразны. Наиболее важны для умственного развития детей следующие: сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок (определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков), обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение. Независимо от характера задачи все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели. Сравнение – один из важнейших приемов познания окружающего мира. Знакомство с предметами начинаются с того, что ребёнок отличает его от других предметов и замечает его сходство с родственными предметами. Умение сравнивать развивается постепенно и нуждается в управлениях. Как показывают психологические исследования, неумения производить сравнение может быть причиной отставания ребёнка в школе. Процесс сравнения, установления сходства и различия заставляет ребёнка внимательно приглядываться, задумываться, самостоятельно делать выводы. В этом отношении хороши дидактические разборные игрушки: матрёшки, пирамидки. Чтобы собрать, например, пирамидку, требуется сравнивать кольца по размеру, цвету. Вначале для сравнения даются предметы, сильно отличающиеся друг от друга по величине, по цвету. Например, перемешиваются кольца двух пирамидок и один ребёнок должен выбрать красные, другой синие. Затем сравнение становится более сложным: от детей требуется выбрать один цвет среди многих. Парные картинки, которые предлагаются малышам, тождественны, более старшим детям даются картинки одного содержания, но с некоторым отличием: на четырёх картинках нарисованы одинаковые птицы, но две из них сидят на дереве, две улетают; требуются подобрать картинки по парам и определить, какая между ними разница. Ещё труднее сравнение по представлению. Так, в игре «Что изменилось ?» требуется сравнить расположение предметов, их внешний вид с тем, что было раньше. Проводить сравнение требуется и в играх, где основной задачей является обобщение. Ребёнку не сразу удаётся выделять в предмете отдельные его признаки, видеть один и тот же признак в разных предметах. Например, в группе детей третьего года жизни проводилась игра «Цветные коврики». Перед детьми была поставлена задача: найти в комнате красные игрушки и положить их на красный коврик, синие на синий. Объясняя игру, воспитатель положил на коврик красный шарик. И многие дети искали только шарик, не брали других игрушек того же цвета. Только после того как воспитатель положил на коврик разные игрушки одного цвета, малыши поняли задачу. Когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах и их признаках, можно проводить игры, в которых требуется обобщение: в «чудесный мешочек» один ребёнок должен класть только игрушечных животных, другой – только посуду, если играющий ошибается, мешочек не открывается; в комнате надо найти вещи: деревянные, металлические, мягкие, твёрдые т.д. В старших группах проводятся словесные игры на обобщение: назвать трёх домашних или диких животных, три породы деревьев, три вида цветов, вспомнить, что растёт в поле на огороде, в лесу. Умения обобщать требуют и некоторые печатные игры, например: подобрать картинки про лето и зиму, отобрать нарисованные инструменты для людей разных профессий («Что кому нужно»). Наиболее полезны для детей и полезны для их умственного развития разнообразные игры – загадки. Отгадывание и особенно загадывание загадок требует рассуждения, умения определить существенные признаки предмета, узнать предмет по признакам. Начиная со среднего дошкольного возраста дети могут не только отгадывать, но и загадывать, т.е. выделять в предмете существенные признаки, описывать его. Игра эта постепенно усложняется. Сначала описывают предметы, находящиеся в комнате, затем то, что видели на улице, потом животные, которые живут в лесу, растения сада, леса. Некоторые словесные игры для старших дошкольников строятся на соревновании в сообразительности, умении быстро припомнить, мобилизовать свои знания, дать точный ответ. Напряженного внимания и сообразительности требует игра в «небылицы»: нужно заметить небылицы при чтении или рассказе; придумать небылицу. Эти игры хороши и тем, что вызывают смех, развивают чувство юмора. Сообразительности и внимание требуют также игры, в которых из частей составляется целое, - разрезные картинки, кубики. Играющий должен внимательно разглядеть картинку, сравнить с ней разрезные части, подобрать их точно по картинке. И в этих играх, следовательно, нужно уметь сравнивать. Малышам даются картинки, разделенные на две, три, четыре части. На картинках изображены знакомые детям предметы, животные, растения. Составлять кубики труднее: они даются детям старшего дошкольного возраста. В подготовительной к школе группе могут быть кубики с сюжетом знакомых сказок. Детям этого возраста доступны и интересны такие игры, как шашки, домино, разные головоломки. Очень важны игры, связанные с началом обучения грамоте и счёту. 4. Организация дидактических игр и руководство ими. Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игр, в распоряжении детей даётся разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом. В плане предусматривается подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возмржность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребёнку, в чём он силён, в чём отстаёт. В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные приёмы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во всё время игры поддерживать у ребёнка увлечённость игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания её задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим. В игре неуместны требования, не связанные с её задачей и правилами. Дидактические игры кратковременны(10-20минут), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет некоторые особенности, В младших группах воспитатель сам играет с детьми; объясняя им правила игры, он сам первый узнает предмет на ощупь, описывает картинку. В старших группах дети до начала игры должны уяснить её задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность. Во многих дидактических играх для старших дошкольников, как и в подвижных играх, имеются элементы соревнования: кто – то выигрывает, кто – то проигрывает. Иногда это вызывает у детей излишнее возбуждение, азарт. Не следует допускать этого. Нужно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время игры, вызывать желание хорошо выполнить задание и ни в коем случае не допускать насмешек над проигравшими, бахвальства выигравших. Проигравшему ребёнку нужно внушить веру в свои силы, дать ему возможность исправить ошибку, в другой раз отгадать загадку. Надо научить детей радоваться успехам товарища, приучить их справедливо разрешать споры, которые нередко возникают в игре. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребёнка и всего детского коллектива.
Категория
Родителям