Очень часто родители задаются вопросами: А стоит ли моему ребёнку заниматься с логопедом? Со скольки лет? Могут ли речевые нарушения исчезнуть сами собой?Ребёнок начинает тренировать свой речевой аппарат с полуторамесячного возраста, издавая различные звуки и звукосочетания. У всех нормально развивающихся детей наблюдается определённая последовательность в речевом развитии.

К 2-м гг. ребёнок овладевает чётким произношением гласных: А, О, У, И; согласных: М, П, Б, К, Г, Н, Т, Д. К 2 г. 6 мес. правильно произносит С, З, Ы, В, Ф. К трём годам усваиваются следующие звуки: Ч, Ш, Ж, Щ, Ц. К четырём годам появляются звуки Р, Л и вся звуковая сторона речи должна быть полностью усвоена. Если Вы заметили отставание в речевом развитии у вашего ребёнка, не точное произнесение каких-либо звуков, то необходимо обратиться к учителю-логопеду. Времена, когда детей показывали только перед поступлением в школу, давно прошли. Занятия с учителем-логопедом помогут ребёнку не только исправить дефекты звукопроизношения, но и развить мелкую и артикуляционную моторику, научить ребёнка составлять рассказ по картинке, набрать к школе словарный запас. Не обратив внимание своевременно в дошкольном возрасте, с приходом таких ребят в школу могут начаться новые трудности: младшие школьники с различными речевыми нарушениями пишут преимущественно так, как говорят. Если ребёнок говорит «сапка» вместо «шапка», «лабота» вместо «работа», «мине» вместо «мне», то он почти всегда так и пишет эти слова. Для предотвращения появления вышеперечисленных недостатков в устной и письменной речи необходима своевременная коррекция дефектов звукопроизношения. Логопедическую помощь в городе можно получить в детских поликлиниках, детских садах, частных центрах развития ребёнка, а если ребёнок школьного возраста, то на логопедических пунктах общеобразовательных школ. Для профилактики речевых нарушений целесообразно проводить уже с трёх лет следующие игры и упражнения:
  1. Развитие дыхания
- «Буря в стакане» (В стакан с водой опускаем соломинку для сока и плавно выдыхаем, чтобы получалось бурление). - выдувание мыльных пузырей; - надувание воздушных шаров; - «Сдуй пушинку с ладошки». На ладошку кладётся ватка, ребёнок вдыхает носом, плавно выдыхает ртом на ватку. - игра на музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка и т.д.).
  1. Развитие мелкой моторики.
- Игра «Помоги Золушке». Перебирание и сортировка крупы по размеру и фактуре (бобы, фасоль). - игры-шнуровки, застёгивание и расстёгивание пуговиц; - игры с конструкторами мелкими и крупными; - нанизывание бусинок; - катание массажных (колючих) мячиков.
  1. Развитие артикуляционной моторики.
- «Толстячок – худышка» надуть щёки, затем втянуть; - «Футбол» поочерёдное надувание щёк; - «Светофор» поочерёдное закрывание то, левого, то правого глаз. - «Лошадка». Цоканье язычком. Хочется отметить, уважаемые родители, что ребёнок учиться на примере речи близких ему людей – родителей, воспитателей, сверстников. Поэтому, следите за своей речью, исключите слова-паразиты, обращайтесь в спокойном доброжелательном тоне, любите своих детей!
Категория
Родителям