ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ!!! Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 6 Бекетова И.А. «ИГРАЕМ, РАЗВИВАЕМСЯ, РАСТЕМ» Представляю вашему вниманию игры, и надеюсь, что они помогут вам насладиться общением с ребенком, а также процессом превращения малыша в гармонично развитую личность. Игры рассчитаны на детей 2—2,5 лет. «Заяц и зайчонок» Развивает представления о животных и их детенышах. Для игры необходимо картинки с изображениями животных и их детенышей (или игрушки). Ход игры. Перемешайте картинки и предложите малышу разобрать их по парам: «Где заяц, а где зайчонок?», «Где лиса, а где лисенок?» «Угадай мелодию» Способствует развитию фонематического слуха. Для игры необходимо музыкальные игрушки — барабан, дудка, шарманка и т. п. Ход игры. Поочередно показывайте ребенку музыкальные инструменты и спрашивайте их название. Затем уберите игрушки за ширму и играйте на них — малыш должен угадать, на чем вы играете. «Ежик и заяц» Развивает фонематический слух, учит двигаться под опредёленный ритм. Для игры необходимо картинки с изображениями ползущего ежика и скачущего зайца, бубен. «Угадай мелодию» Ход игры. Покажите малышу картинку с ежиком и объясните, что двигается он медленно — так, как звучит сейчас бубен. Малыш имитирует походку ежика под медленный стук бубна. Затем покажите картинку с изображением зайца и скажите, что он скачет быстро, и быстро стучите в бубен. Ребенок поскачет, как заяц. Со сменой стука ребенок двигается соответственно. «Прыг-прыг-прыг» Развивает мелкую моторику пальцев рук, речь. Для игры необходимо кубики, 2 матрешки. Ход игры. Постройте лесенку из кубиков, у ее основания и наверху по-ставьте по матрешке. Попросите ребенка помочь матрешке спуститься. Озвучьте, как спускалась матрешка («прыг-прыг-прыг»). Попросите ребенка повторить. Предложите помочь матрешке подняться и т. д., сопровождая свои действия словами. «Расстегни пуговичку» Развивает мелкую моторику пальцев рук. Для игры необходимо: детская одежда с крупными пуговицами. Ход игры. Начинайте с тренировки на пуговицах не надетой на ребенка одежды. Помогайте малышу, направляйте его пальчики, поддерживайте. В случае успеха хотя бы с одной пуговицей похвалите ребенка. «Надень колготки!» Способствует освоению действий, связанных с одеванием. Для игры необходимо детские колготки, кукла с колготками. Ход игры. Возьмите детские колготки, покажите малышу вначале, как натягивать колготки на каждую ногу поочередно. Помогите малышу, действуя руками. Когда колготки окажутся на ногах, подтяните их (для этого нужно встать). Можно постепенно учить ребенка «набирать» колготки в гармошку. Если малыш справляется хотя бы частью этой задачи, вам обязательно нужно похвалить его. Далее можно предложить ребенку куклу и попросить его надеть кукле колготки. «Учимся вешать предметы» Развивает мелкую моторику пальцев рук. Для игры необходимо предметы, которые ребенок может повесить а крючок, например куртка, кухонные полотенца, сумки и т. д. Ход игры. Предоставьте ребенку возможность практиковаться в развешивании различных предметов. Вешалку на куртке малыша можно увеличить и сделать более крепкой. Крючок или детскую вешалку следует укрепить на удобном для ребенка расстоянии от пола. Крючок обязательно нужно выделить: пусть это будет красивый жесткий крючок, например, в виде чей-то лапки, рядом можно приклеить яркую картинку или поместить игрушку. Первое время помогайте малышу повесить куртку, направляйте его ручки и корректируйте движения. Ребенок должен увидеть последовательность действий: пришел с прогулки, повесил куртку. «Водичка, водичка, умой мое личико!» Учит подражать действиям взрослого, развивает гигиенические навыки. Для игры необходимо мыло, полотенце. Ход игры. Умойтесь при ребенке — это вызовет у него желание подражать вам. Не забудьте отрегулировать воду для мытья рук и лица, объясняйте ребенку, как именно надо умываться. Можно для начала умыть куклу, показывая на ней алгоритм действии. Если ребенок затрудняется, возьмите его ручки в свои и помогите. Можно мылом поставить малышку точку на щеке или провести черточку на лбу и предложить самостоятельно смыть. Предложите ребенку умывать куклу, затем умываться самому. Радуйтесь, видя умывшегося малыша, хвалите его. Умывая ребенка, можете приговаривать: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. С гуся вода, С лебедя вода, С моего дитя Вся худоба — На пустой лес, На большую воду, Под гнилую колоду! Шла баба из заморья, Несла кузов здоровья. Тому-сему — помаленьку, А Ванюшке — весь кузовок. «Съедобное — несъедобное» Формирует представления о съедобных и несъедобных предметах. Для игры необходимо, игрушки или картинки, изображающие съедобные и несъедобные предметы. Ход игры. Положите перед малышом два предмета, один из которых не-съедобен, и спросите: «Что можно кушать?» Далее вы демонстрируете картинки, предлагая ребенку сделать выбор. Если вы видите, что малыш взял что-то в рот, попросите, чтобы он вынул предмет, и объясните, почему брать в рот посторонние предметы нельзя. Если во время игры малыш ничего не потянул в рот, похвалите его за это. «Наливаем воду» Развивает мелкую моторику пальцев рук. Для игры необходимо небольшой кувшинчик с водой, стакан (можно ис-пользовать кукольную посуду), раковина. Ход игры. Покажите ребенку кувшин с водой, научите брать кувшин, наклонять его, чтобы жидкость вылилась в стакан, затем дайте потренироваться у раковины. Предложите малышу наливать воду в стакан из заполненного наполовину кувшинчика. Вода может быть теплой и холодной, подкрашенной — главное, чтобы малыш был заинтересован в игре. Когда ребенок освоится с переливанием жидкости, попросите его помочь вам полить комнатные цветы, налить воды кошке или собаке в миску. «Улыбающееся личико» Помогает малышу научиться понимать эмоции людей. Для игры необходимо книги и журналы с иллюстрациями. Ход игры. Просматривая с ребенком иллюстрации, изучайте лица людей. Спрашивайте у ребенка, что выражает то или иное лицо. Найдите изображение улыбающегося ребенка. Опишите малышу эмоции, отражающиеся на лице этого ребенка, а потом попросите его показать улыбающееся личико. На следующий день сделайте упор на другие эмоции: возбуждение, грусть, удивление. Ищите лица, выражающие те чувства, которые ваш ребенок переживает на данный момент. «Собачка бежит к тебе!» Развивает речь ребенка. Для игры необходимо: заводные игрушки: машинка, собачка, цыпленок, кошечка и т.д. Ход игры. Сядьте с малышом на пол. Вытяните ноги, расставив их, по-просите сидящего напротив малыша сделать то же самое. Ваши стопы должны соприкасаться, образовывая замкнутое пространство. Заведите игрушку и направьте ее в сторону малыша, комментируя происходящее, например: «Собачка бежит к тебе», или «Машинка едет к тебе» или «Ой, как цыпленок упал». Если ребенок может сам завести машинку и направить ее к вам, пусть сделает это. Если же ему нужна ваша помощь, заведите игрушку, но направит ее пусть все-таки ребенок. «Время собирать камни...» Знакомит со свойствами природных предметов. Ход игры. Выберите погожий денек и отправляйтесь с малышом на поиски интересных камешков. Поговорите о том, что собираетесь делать, и захватите с собой ведерко. Предложите малышу искать камешки определенного типа: «Давай искать совсем маленькие (большие) камешки» или «Давай искать круглые камешки». Искать можно камни большие, маленькие, неровные, круглые, пятнистые белые, коричневые — в общем, любые. Когда закончите, отнесите камни домой и помойте их. Внимательно рассмотрите каждый камень и обсудите, откуда он мог взяться. Пусть малыш рассортирует собранные камни. «Сортируем игрушки» Развивает мышление ребенка. Для игры необходимо много детских игрушек разного цвета, мешочки из ткани тех же цветов. Ход игры. Сядьте на пол со своим малышом и разложите перед собой много игрушек. Начинайте сортировать их по цвету: «Давай выберем все красные игрушки и сложим их в красный мешочек». Так же можно сортировать игрушки по размеру или иным качествам (игрушки на колеси-ках, игрушки-животные и т. п.). Спросите малыша, как можно, по его мнению, рассортировать игрушки. Способов можно придумать много, особенно если вы поможете малышу. «Играем в сыщиков» Развивает восприятие, мышление ребенка. ДЛЯ игры необходимо детские игрушки, предметы для метки: ленточки, гофрированная бумага и т. п. Ход игры. Спрячьте где-нибудь во дворе три-четыре «сокровища». Пометьте места, где они спрятаны, цветочными ленточками или гофрированной бумагой. Заранее объясните ребенку, какие «сокровища» вы ищете. Например: маленькую игрушку, спрятанную под кустом; игрушку, повешенную на ветке дерева; игрушку на сиденье качелей. Держа малыша за руку, отправляйтесь на поиски «сокровищ». Находки доставят ребенку огромную радость. «Секрет» Знакомит с предметами - различной формы и величины. Учит соотносить детали. ДЛЯ игры необходимо «занимательная коробка», имеющая прорези трех размеров: квадратные и круглые, кубы, а также шары. Ход игры. Взрослый говорит, что у каждого имеются кубы и шары раз-ной величины. Он предлагает вложить предметы в «занимательную коробку». Для этого надо отсортировать кубы от шаров. Когда малыш выполнит эту часть задания, взрослый пододвигает к нему коробку, предлагая опустить в нее вначале кубик, а затем шарик. Ребенок выбирает указанные взрослым предметы, произвольно ориентируясь в их величине. Маленький предмет ребенок сможет опустить в любое отверстие; предмет среднего размера опускается им в большое или среднее отверстие; большой предмет он проталкивает только в самое большое отверстие. Таким образом, малыш учится не только соотносить предметы по вели-чине, но и выполнять это действие более рациональными способами. Аналогично опускается вторая, а затем третья пара предметов. «Рвем бумагу» Знакомит со свойствами бумаги. ДЛЯ игры необходимо папиросная бумага, газетная бумага и другие виды мягкой бумаги. Ход игры. Покажите ребенку, как рвется бумага. Для начала вы должны использовать легко рвущиеся полоски бумаги, папиросную бумагу (разноцветную) или бумажные типографские отходы. Помогайте, если ребенок не может самостоятельно совершать движения. Постепенно сокращайте помощь, со¬храняя поддержку за предплечья. Дайте ребенку возможность порвать газету. Изорвать в клочья газету — важный шаг для мышления, с помощью которого ребенок знакомится с качеством материала. Обрывки газеты можно использовать с ребенком в целях: подбросить в воздух и дать им упасть; бросить их в коробку и что-нибудь под ними спрятать, чтобы ребенок мог порыться в клочках бумаги. «Мастерская игрушек» Расширяет активный и пассивный словарь. ДЛЯ игры необходимо игрушка- машинка, у которой сломалось колесо (снялось с оси), игрушечный молоток. Ход игры. Взрослый показывает малышу сломанную игрушку (например у машинки сломалось колесо и т п.) и говорит: «Сломалась наша машинка. Отлетело колесо, нельзя играть с машинкой. Надо ее починить!» Взрослый показывает ребенку колесо: «Что это?»; затем — игрушечный молоток и тоже задает вопрос «Что это?» Затем надевает колесо на ось и «забивает» «Как стучит молоток? Тук-тук-тук!» Ребенок имитирует движение и приговаривает: «Молоток туку-тук-тук!» Взрослый говорит: «Вот как хорошо мы поработали, починили машинку, можно ее опять катать». Малыш играет с машинкой. Можно дать ребенку подержать молоток, разрешить им постучать.
Категория
Родителям