Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 6 Бекетова

Воспитание культуры речи — про­блема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культу­ра человека ярко проявляются в уме­нии оформлять мысль в слове, в ма­нере говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.

Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голо­сом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собствен­ные мысли в свободной устной фор­ме и выражать свои эмоции разно­образными интонационными средства­ми, не соблюдают речевую культуру и не развивают умения общаться. Груст­но, что у абсолютного большинства лю­дей, выражаясь словами Корнея Ива­новича Чуковского: «Мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья». В статье №18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родите­ли являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физическо­го, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Но мы уверены, что именно педагог-дошкольник должен взять на себя ведущую роль в повы­шении речевой культуры родителей и, конечно, ребенка. Мы признаем прио­ритет семейного воспитания, мы — за тесное взаимодействие всех участни­ков воспитательного процесса — де­тей, педагогов, родителей. Но педа­гог должен быть эталоном, образцом грамотной русской речи. Когда-то существовал эталон куль­турной и грамотной русской речи. В эфире Всесоюзного радио и телеви­дения звучала безукоризненно грамот­ная речь. Радио считалось университе­том культуры, речь дикторов — эталон­ной. Слушая радио, учились правиль­ной речи и взрослые, и дети. Сегодня таких ориентиров не стало. К сожалению, плохо владеют языком даже те люди, для которых речь — не­отъемлемая составляющая профес­сии, — телеведущие, артисты, журна­листы, политики. Целые сутки отовсю­ду звучит неграмотная реклама, бо­евики, детективы, кровь и насилие с экранов, «прикольные хиты» и «кру­тые клипы» порождают языковую рас­пущенность, речевой хаос и бессмыс­лицу. Конечно, с этим надо бороться, но не установлением табу, а поиском действенных средств и методов рабо­ты по развитию речи, речевой культу­ры и речевого творчества.
Категория
Родителям