К сожалению, родители часто недооценивают всю серьезность ситуации. Они не замечают, что ребенок не выговаривает звуки и слова, не произносит распространенных предложений, с трудом запоминает стихи, не усидчив, легко возбудим. Не обращает внимания на запреты…. В подобных ситуациях одни родители ждут: «время придет-научится». Другие – обращаются к специалистам, которые в состоянии определить границу между отставанием и индивидуальными особенностями ребенка.
Причин задержки речевого развития несколько. Вот лишь некоторые из них: повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия); родовая травма; перинатальная патология центральной нервной системы.
Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков- разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. У детей с задержкой психоречевого развития в большей степени страдают зоны, которые отвечают за речь и интеллектуальные способности.
Помощь каких специалистов может понадобиться?
Дефектологи.
Занятия можно начинать с 2 –летнего возраста. Они направлены на то, чтобы развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику, интерес к обучению в игровой форме.
Логопеды.
Занимаются «постановкой» звуков, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ.
Неврологи.
Назначают лекарственные препараты, которые способствуют улучшению кровоснабжения головного мозга и являются питанием клеток для головного мозга.
Рефлексотерапевты.
Активизируют речевые зоны головного мозга, отвечающие за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности.
Для улучшения у детей дикции, памяти и внимания, интеллектуальных способностей, расширения словарного запаса, а также для снижения возбудимости и при задержках развития своевременно обращайтесь к специалистам за консультацией.
«Разговорная» норма для детей
Возраст ребенка
Что должен уметь ребенок
1 год
Произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов
2 года
Строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.
2,5 года
Строить сложные предложения, правильно произносить практически все буквы. Кроме «л» и «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?»
3 года
Говорить предложениями, объединенными по смыслу.
4 года
Говорить грамматически правильно построенными фразами , употребляя все части речи, уметь обобщать предметы в группы
5 лет
Говорить почти как взрослый (словарный запас до 3000 слов), правильно произносить все буквы, пересказывать текст, сравнивать и оценивать действия героев.