К подготовительной группе у ребёнка должно быть не только развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие.
- Уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш]), твёрдые от мягких ([т-ть], [д-дь]) и т.д.
- Называть слова на заданный звук.
- Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.
- Определять последовательность и количество звуков в слове.
Активный словарь ребёнка к 6-7 годам увеличивается до 3-3,5 тысяч слов. У детей накапливается значительный объём знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нём представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребёнка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Всеми категориями грамматики ребёнок к семилетнему возрасту уже овладел полностью.
- Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (стол-столы, дерево-деревья).
- Образование существительных множественного числа в родительном падеже (дом-дома, ухо-уши).
- Согласование прилагательных с существительными (Юбка какая? - розовая).
- Согласование существительных с числительными (два озера, пять озёр).
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайчик, шкаф -шкафчик).
- Образование названий детёнышей животных (у собаки – щенок, у овцы – ягнёнок).
- Образование притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчья лапа, заячьи уши).
- Образование относительных прилагательных (шляпа из соломы – соломенная, компот из слив – сливовый).
- Образование приставочных глаголов (уходит, входит, выходит, переходит).
Связная речь достаточна развита. В самостоятельной речи используют распространённые и сложноподчинённые предложения. Составляют рассказы не только по картинкам, но уже на заданную тему.