Замечено, что наиболее интенсивно происходит духовное и нравственное развитие тех ребят, родители которых создают благожелательный моральный микроклимат в семье, постоянно проявляют доброжелательность к детям. Такое отношение пробуждает у детей добрые чувства, поднимает настроение, помогает преодолевать трудности. Недоброжелательность же в общении с детьми нередко приводит к спорам и конфликтам, к непослушанию. Дети младшего возраста верят в правоту родителей, подражают их действиям, поступкам, поведению. В общении с этими детьми следует предъявлять им четкие и разумные требования, с тем, чтобы приучить ребят к практическому усвоению понятий «можно», «нельзя», «надо». Общаясь с детьми, надо соблюдать чувство меры по отношению к ним, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, душевное состояние, конкретные условия и ситуации. Здесь необходимо уметь этично говорить и слушать детей. Слово родителей – тончайший инструмент воздействия на душу ребенка. Уже дошкольники способны различать в словах отца и матери искренность и фальшь. Грубость, бестактность, неэтичность могут привести к появлению в характере детей упрямства, недоверчивости, замкнутости, непослушания, отчуждения и других отрицательных черт. Практика показывает, что множество семейных конфликтов исходят от неумения отца или матери говорить с детьми. Поспешность, нежелание обстоятельно разобраться в поступке ребенка, неумение учесть его возрастные особенности, нарушение культуры речи – это серьезные ошибки, которые допускают родители в процессе общения с детьми. Опытные родители избегают подобных ошибок. Они всегда умеют внимательно выслушать ребенка, понять его эмоциональное состояние и дать нужный совет или указание. Такие отцы и матери вовремя одобрят и поддержат ребенка, отметят даже малейшие его успехи, поощрят старание и усердие. В процессе общения должны согласовываться воздействия на детей семьи и детского сада, родителей и педагогов. Несогласованность приводит к тому, что дети по-разному воспринимают слова и указания старших. Они занимают выгодную для себя позицию. В результате в характере ребят появляется лицемерие, лживость, недобросовестность, непослушание. Их может и не быть, если систематически согласовывать содержание и направленность общения. Родителям необходимо постоянно учиться методике и технике общения. Они должны уметь строить процесс общения психологически тонко и педагогически грамотно. Родители должны быть основательно подготовлены к процессу общения с детьми в смысле точности речи, всегда знать и уметь, когда, что и как сказать сыну или дочери. Необходимо уметь владеть мимикой, придавать лицу необходимые выражения, сдерживать плохое настроение. Родители должны вести себя так, чтобы каждое движение ваше воспитывало. Таким образом, работа родителей по выработке навыков общения должно идти в основном в трех направлениях: глубокого и тонкого понимания детей, умения по глазам и внешним признакам «читать» и понимать их внутренний мир и психологическое состояние; основательной подготовки в смысле точности речи, движений, мимики, постановке голоса, т.е. в выработке умений точно и выразительно передавать детям свои мысли и чувства, своевременного реагирования детей на слова отца, матери, других членов семьи.
Категория
Родителям