Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребёнка в семье. Результаты проведённого в ДОУ исследования показали, что нарушения прав ребёнка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребёнка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных. Исследования юридической грамотности родителей детей дошкольного возраста позволили выявить, что большинством родителей(92%) не воспринимается как нарушение прав ребёнка лишение свободы движения, которое относится к его базовым физическим потребностям. Только половина родителей – 54%- считают, что, оставляя ребенка одного на несколько часов, они тем самым нарушают его права. Вместе с тем, согласно статье 156 Уголовного кодекса РФ, запирание ребенка одного на длительное время квалифицируется как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Исследования психологической грамотности родителей показало, что 85,7% родителей понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьёзному психологическому ущербу – а именно указывались такие ожидаемые последствия, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; 14,3% ожидают, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм; некоторые указывают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми – «неуважению унижающего», потере доверия. Таким образом, основной ущерб, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей справедливо видят в психологической травме. Родители демонстрируют информированность о том, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства. Вместе с тем установлено, что 51% родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 9% родителей уверенно заявляют о том, что считают телесные или иные наказания, унижающие ребенка, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах. Они продемонстрировали ориентацию на ведение разъяснительной работы с детьми на основе взаимного уважения. Таким образом, на лицо следующие факты: - недостаточное понимание родителями проблемы защиты прав детей как в моральном и личном, так и в юридическом аспекте; - рассогласование правильных аспектов о том, «что хорошо и что плохо» в воспитании, в частности при использовании наказаний и реальных методов регулирования поведения детей. Родителям предложено проанализировать, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия на детей. 74% опрошенных указали конкретные ситуации и поведение ребенка, на которое они не могут воздействовать по-другому: ребенок не слушается (24%), ребенок капризничает, нарушает нормы поведения (2%), упрямство (4%), осознанно поступает неправильно (2%), несколько раз игнорирует замечание (2%). 40% в качестве причины указали состояние взрослого: не выдерживают нервы (14%), заканчиваются аргументы и терпение (6%), взрослые пытаются выместить свою беспомощность на ребенке (4%), 14% прямо указали на отсутствие других способов воздействия на ребенка; нет возможности избежать наказания (2%), у родителей нет терпения или времени объяснить ребенку, что можно делать, а что нельзя; родители по-другому не могут повлиять на ребенка. Таким образом, большинство родителей на вопрос о причинах наказания отвечают описанием случаев, в которых это наказание чаще всего происходит. Очевидно, именно в этих ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети родителей склонны видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. При этом они называют типичные ситуации, в которых им приходиться прибегать к телесным наказаниям. Эти данные позволяют выделить те классы ситуаций, в которых взрослые чувствуют свою беспомощность, и организовать работу с родителями в направлении повышения их родительской компетентности. Таким образом, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Типичная ситуация в которой возникают эти нарушения, - некомпетентные воспитательные воздействия на детей. Причина выбора именно этих методов кроется: - в аналогичном собственном детском опыте родителей, на который мы не можем повлиять, но можем организовать работу по переосмыслению его; - отсутствие альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю; - отсутствие рефлексии собственного поведения как психотравмирующего. Корреляционный анализ показал, что методы воспитательного воздействия, которые являются отражением объективного отношения к ребенку, - это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка. Методы, отражающие субъективное отношение к нему, - критика, утешение, обращение в шутку, обида. Родителей можно учить использовать именно эти формы регулирования поведения детей. Используя методику «Тест родительских отношений» и проведя корреляционный анализ с результатами анкетирования по методам наказаний, выделили характеристики группы риска. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, власть матери, исполнение ею только роли хозяйки дома. Таким образом в семьях, где матери не работают, больше вероятность нарушения прав ребенка. Своевременная диагностика родительских проблем может помочь выявить семьи, с которыми следует начать превентивную работу или более детально исследовать принятые в семье способы регулирования поведения детей. Эти проблемы могут быть объектом психолого-педагогического коррекционного воздействия. Частота использования наказаний связана с установкой на важность агрессивного поведения вообще. Агрессия родителей в этом случае не представляет собой реакции на ту или иную травмирующую ситуацию, проблему, с которой они не могут справиться, а представляет собой исключительно привычный способ поведения. Агрессивные родители (т.е. использующие наказания, в том числе физические) не видят ничего плохого в том, что ребенок агрессивен так же, как и они сами. Фактически в ребенке поощряется следование родительской модели поведения. Это очень важный вывод, который направляет коррекционные усилия на изменение отношения родителей к агрессивному поведению в целом Подготовила: Астраханцева А.М.
Категория
Родителям