Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» сначала экспериментально в 19 регионах России. С 1 апреля 2010 года началось преподавание предмета в 19 регионах РФ в рамках федерального компонента образования. Дисциплина уже ведется в одной тысячи семидесяти школах, четырехсот тридцати детских садах и ста девяти учреждениях дополнительного образования. В общей сложности программой ОПК охвачены почти сто сорок тысяч детей. В дошкольных образовательных учреждениях преподавание «Основ православной культуры» происходит в форме факультативных занятий и в форме кружковой работы. Цели преподавания курса «ОПК»: 1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. 2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России. 3. Стремление возродить традиции семейного воспитания. Задачи курса «ОПК»: 1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка. 2. Создать условия для восприятия целостной картины мира. 3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. 4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас. 5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке. 6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости. 7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности. 8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада) . Казалось бы, в этих задачах нет ничего такого, что могло бы являться помехой, преградой для введения «ОПК» в качестве обязательной дисциплины. Но мнения людей относительно введения курса «ОПК» сразу разделились. Появились сторонники, противники, и те люди, которые относятся к введению курса безразлично. Сторонниками введения курса выступают Русская православная церковь, представители науки, общественные организации, которые считают, что с развитием цивилизации бездуховность вытесняет человечество за грань условий жизни, достойных человека, ведет к духовной и культурной деградации общества. А изучение основных традиций русской культуры как средоточия высоких православных ценностей обогатит эмоциональный мир школьников, обеспечит формирование гармоничного нравственного мира личности, станет фундаментом становления национальной и гражданской идентичности, что невозможно без интеграции в национальную культуру. Мнение родителей, выступающих за введение курса «ОПК» разнообразное. «Я считаю, что дети наши живут в нашей стране, в России, поэтому они должны знать православную культуру и воспитываться в ней». «Ребенок стал более заботливым, дружелюбным. Стал уважительно относиться к старшим. Улучшились знания ребенка, стал более любознательным… » Противниками курса выступают некоторые ученые, научные работники, кандидаты и доктора наук, представители различных религиозных конфессий. Противники курса «ОПК» выступают со следующими доводами: 1. Для православного воспитания существуют воскресные школы, а не общеобразовательные - лучше бы подтянули качество преподавания остальных наук. 2. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и «культурологическом» характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным. 3. Для знакомства с историей, традициями родной страны, письменностью, живописью, музыкой, архитектурой уже существует такой предмет как МХК, а в детских садах – занятия по познанию окружающего, познанию природы, беседы на морально-этические темы. А курс «ОПК» - религиозное учение в виде проповеди. Противниками курса «ОПК» является часть родителей, которые считают, что навыки добра и милосердия можно привить и без религии. На одном из форумов в интернете есть запись об эксперименте, проведенном в одном из детских садов. «Воспитателям одного из садов в обязательном порядке предложили ввести основы православной культуры для деток старшей группы. После месяца таких занятий родители стали обращать внимание на то, что у детей очень часто появились отговорки и ответы типа «так хочет бог. Так задумал бог. Это бог всё сделал. ». Комментарии к этой записи неоднозначны – от резко отрицательных до положительных. 14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК? » распределились следующим образом: целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11% 1. На вопрос «Как вы думаете, курс «ОПК» должен быть обязательной дисциплиной? » 25 % родителей ответили положительно, 75 % - отрицательно. 2. На вопрос «Вы хотите, чтобы Ваш ребенок посещал факультативные занятия по ОПК? » 37 % ответили положительно, 63 % - отрицательно. На вопрос «Кто должен вести кружковую работу по ОПК – воспитатель или специально обученный педагог? » 60 % ответили, что занятия должен проводить воспитатель, 40 % - специально обученный педагог. Споры относительно введения курса «ОПК» до сих пор не затихают. Перспектива введения в школьную программу предмета духовно-нравственного содержания, в частности «Основ православной культуры», вызывает горячую поддержку одних и резкое неприятие других. Подготовила:Торба.Э.Ф.  
Категория
Родителям