Становление личности ребёнка – сложный  и многоуровневый процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию, поэтому очень важно, чтобы в семье был эмоциональный «комфорт», прослеживалась глубокая любовь к детям, поскольку, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения, никогда не заговорит.  Однако и этого ещё недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, с семьёй. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в , казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьёй. Воспитатель, психолог, учитель-логопед  должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, усилия педагогов и психологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности. Семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Начиная с самых ранних лет жизни, ребёнок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постепенно  он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Именно поэтому, очень важно, чтобы он с самого раннего возраста слышал правильную чёткую речь родителей, на примере которой будет формироваться его собственная речь. Этим определяется, в первую очередь, участие семьи в становлении речи ребенка. Но формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от психофизического развития ребёнка, от состояния особенностей развития его высшей нервной деятельности. Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушения речи могут выражаться  в неправильном произношении звуков, недоразвитии фонематического восприятия, бедности словарного запаса, нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, так же отстают нередко в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребёнка. Поэтому родитель должен следить за здоровьем ребёнка, укреплять его организм. В этом отношении большое значение имеют правильный режим питания, физкультура, различные водные процедуры. Порой, даже при должном внимании родителей к общему психофизическому развитию ребёнка, наблюдаются нарушения различных сторон речи, обусловленные наследственными и экологическими факторами. Перед ними встаёт задача – своевременное выявление нарушений речевого развития и определение ребёнка в специализированное учреждение (логопедический пункт при поликлинике, СОШ, ДОУ, коррекционное учреждение), в котором ему будет оказана высококвалифицированная помощь логопедом. Это объясняется тем, что успешность и результат коррекционно -логопедической  работы определяется ранней диагностикой и коррекцией речевого нарушения, а также осуществление тесной связи логопеда с родителями. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях , но и в семье.
Категория
Родителям