Одной из важнейших задач - выявление художественных способностей детей и грамотное их развитие. Решаться она должна с учётом возраста детей, их психофизического уровня, условий воспитания и выбора тем и способов работы. Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребёнка ,его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их ,выделять характерное. Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности представляет ему изобразительное творчество. Ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства - явления эмоционально - образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения дошкольников. Система художественно - творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания. В рисунке ребёнок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета. Ребёнок - художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё увиденное происходящих в ней явлений. Способность ребёнка одушевлять своей фантазией неодушевлённый мир позволяет ему "очеловечит всё сущее". Воспитатель создаёт на занятии ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения- непременное условие занятий по изобразительному искусству. Воспитатель - главный устроитель художественно организованного занятия. Интригующая загадочность, динамичность занятий придадут: сказочные повествования, игровые ситуации, ролевые игры, игры- импровизации. Цель занятий - развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие занятия: • Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, формирование экологической культуры. • Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование "культуры творческой личности" • Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение языку изобразительного искусства. Для занятий по изобразительному искусству с детьми актуальны являются все 3 задачи. Наблюдение за природой может многому научить детей. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества поможет ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы , ощущать сопричастность с ней. Таким образом, созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур - составляющие каждого занятия. Дошкольникам не даётся готовых рецептов, а создаются предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи. Воспитатель лишь помогает детям ориентироваться в этом поиске, создавая оптимальные условия для зарождения замысла. Впечатления, полученные в результате организованного процесса восприятия произведения изобразительного искусства или объектов живой природы, позволяют создать на занятиях условия, благоприятные для продуктивного творчества. С детьми можно проводить индивидуальную работу по тетрадям: " Времена года", " В мире животных", где представлены различные задания на мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику рук, сообразительность. Так же, в группе можно создать тетрадь, название, которое дети придумают сами, например : " Самое-самое"... ( т.е. самое интересное или забавное, необычное, красивое, загадочное.) Детям очень нравится узнавать новое, рассматривать, делать зарисовки из тетради, и каждый раз в ней появляется что-то новое: задание на размышление, лабиринты, кроссворды, загадки, стихи, потешки, рассказы, истории, и все это о природе. Много интересного можно взять из книжки Н.В.Дубровской "Рисунки спрятанные в пальчиках." Цель занятий по этой книги - развитие самостоятельности, инициативы, творческих способностей детей. Дети этого возраста самостоятельно обводят контур своей ладошки, придумывают новые образы. В подготовительной группе дети овладевают навыками рисования предметов по памяти и воображению. Задача воспитателя на данном этапе: • учить детей передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности, • развивать композиционные умения ( расположение ладошки на листе в зависимости от формы) • развивать аналитическое мышление ( умение выделять общие признаки) Такие занятия лучше проводить в непосредственно организованной деятельности в игровой форме, т.к. повышается интерес детей к результатам работы, усиливается познавательный процесс. Например: "Образы неба"( краски неба и краски моего настроения изменчивы, небесные пераливы). "Образы земли"( ковёр из осенних листьев). "Образы земли и неба." "Образы цветов" ( букет цветов, натюрморт в тёплой или холодной гамме). "Образы природы" (чудо - дерево, чудо - цветок). "Образы птиц" "Образы подводного царства"(акулы, дельфины, киты). "Образы подводного мира" ( кто на себе дом носит?). "Образы домашних животных." "Образы экзотических животных."
Категория
Родителям