пн, 01.07.2013 - 12:20
В настоящее время, как никогда, возникла необходимость в разработке программы воспитания патриотизма. Почему? В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама пива, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости». Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.
Вот поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Такая работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада. Постепенно у дошкольника складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, это формирует чувство защищенности. Важно, чтобы в своем доме ребенок имел обязанности, за что-то был ответствен.
Жизнь в детском саду должна быть интересной, запоминающейся. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому воспитаннику, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
В понятие патриотизма входят:
- когнитивный (знания, представления),
- эмоциональный (чувства),
- поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте. Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.
У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями.
Воспитание детей в силу возрастных особенностей, целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность взрослых часто приводит к тому, что их ребёнок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X – XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Осуществляя эту работу с детьми, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.
Цель:
Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Задачи:
* учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
* прививать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери;
* ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи
* создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищённым;
* побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Принципы:
1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
2. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.
3. Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности.
4. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
5. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
6. Принцип проблемного обучения – дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
7. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.
8. Принцип игровой подачи материала - в своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности - игру.
Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, использую такие инновационные технологии:
* личностно – ориентированный подход к детям;
* личностно – деятельный подход (ориентирование на действие,
технология дидактических задач);
* интегрированная система;
* здоровьесберегающие технологии;
* игровые методы и приемы.
Приоритеты:
1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Этим занимаются воспитатели.
4. Другим важным направлением работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Преподаватель по изодеятельности – сама прекрасная вышивальщица, знаток народного творчества, развивает в детях чувство прекрасного.
5. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, воспитатели решают не только природоохранные задачи, но и воспитывают любовь к каждому объекту в природе.
6. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в мини-музее детского сада.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем психологическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим воинам, другим памятным местам
Мотивация
* содержательная – формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми;
* социальная – создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;
* прагматическая - усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.
Содержание
* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
В подготовительной группе воспитатели создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:
- оборудовали стенд «Моя Родина - Россия»;
- подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др.;
- изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России, оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;
- воспитатели подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;
- периодически в группах по инициативе руководителя по изодеятельности организуются тематические выставки в группе, «Они сражались за Родину», «Космические дали» и др.;
- используем информационно – коммуникативные технологии (мультимедийное средство – медиапроектор, компьютер, подборка дисков со слайдами).
Во время подбора нужных материалов к мероприятиям учитываем индивидуальные способности каждого ребёнка, использовали следующую методическую литературу:
- «С чего начинается Родина?» Л.А. Кондрыкинской;
- «Патриотическое воспитание» Т.И. Подрезова;
- «Патриотическое воспитание в ДОУ» А.Н. Писарева;
- «Патриотическое воспитание дошкольника» Н.В. Алешина.
Средства:
- Примеры проявления героизма.
- Взгляды на патриотизм в летописях.
- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
- Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.
Условия
- В ДОУ имеется кабинет изобразительной деятельности, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет творчества, кабинеты логопеда и психолога, которые соответственно оборудованы, эстетически оформлены;
- осуществляется тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования из Дворца детского творчества (там сейчас на выставке – работы наших детей), а также с логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по физической культуре, преподавателем по изодеятельности и воспитателями;
- обозначена система и последовательность работы по формированию у детей гражданственности, чувства любви к Родине;
Взаимосвязь всех участников процесса:
- с родителями:
Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать.
Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций. Что счастье семьи - это счастье и благополучие всего народа, государства. На более высокую ступень поднялось сотрудничество с семьёй. Родители в письменном виде делились воспоминаниями о своём детстве, путешествиях, приносили фотографии, видеоматериалы, медали своих дедов. «Родной дом» - это яркий пример взаимодействия всех участников образовательного процесса. Изготовление и презентация продуктов проекта: семейная газета, герб и девиз семьи, семейное дерево (родословная семьи). Мы хотим установить в детском саду красивую традицию проведения народных, фольклорных праздников с участием родителей («Уральские посиделки», «Масленица»), семейных конкурсов, походов, развлечений («Игры наших бабушек и дедушек»).
В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвящённые знакомству старших дошкольников со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные из них: программа ознакомления с социальным миром «Я — человек» С.А. Козловой, программа приобщения к традиционной отечественной культуре «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёвой, педагогическая технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой. Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средством нравственно-патриотического воспитания. Дети старшей или подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной чаще всего в виде дерева и представляют её во время совместных досугов, родительских собраний, проводимых в детском саду, приуроченных, например, к Международному дню семьи.
По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей: выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях; совместные праздники, семейные встречи в музее «Русская изба» и т.д.
Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребёнок и его близкие, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчёта о прогулке, тематические родительские собрания и т.д.
Проводили работу с родителями по пропаганде патриотического воспитания детей (беседы, консультации). Совместно с родителями и детьми периодически оформляли тематические выставки в книжном уголке ко Дню города, ко Дню Победы. По мере возможности участвовали в городских праздниках, с тем, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха).
В детском саду работает телефон доверия (дома у психолога). Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
- с воспитателями:
На занятиях в детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,
- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,
- создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др. Дети рисовали на темы: «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», делали коллективную аппликацию «Город будущего», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем» и др., конструировали на темы «Наш садик и участок», и др.
- создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями),
- старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,
- приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, - на познавательные занятия),
- при знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города. Семья – первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.
- воспитатели рассказывали, чем прославились в нашем городе, в детском саду родители детей. Папы детей сделали качели на участке, залили горки, мамы помыли окна, посадили цветы. Катина мама сшила интересные мягкие игрушки. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – берегут игрушки, сделанные близкими людьми).
- воспитатели привлекают детей к хозяйственно-бытовому труду по благоустройству и наведению порядка на территории детского сада и к труду в природе. Дети вместе со взрослыми подкармливали зимующих птиц, после снегопада расчищали дорожки, подсыпали свежий корм; окапывали снегом корни кустов и деревьев, стряхивали снег с веток после сильного снегопада, чтобы они не сломались под тяжестью снега, ухаживали за комнатными растениями с учетом времени года, вместе со взрослыми развешивали скворечники, убирали перегнившую листву, летом высаживали растения на клумбу, подсеивали на участке траву, собирали плоды и семена растений для корма птицам, укрывали на зиму многолетние растения опавшими листьями, готовили кормушки для птиц.
- Рассматривали журнал «Игрушки разных народов»), театрализованные представления,
- разучили башкирские, русские, татарские игры,
- некоторые дети с родителями посетили Челябинский краеведческий музей, где детей познакомили с играми, традициями, костюмами разных народов, живущих в нашем крае.
- со специалистами:
- логопед разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка;
- преподаватель по изодеятельности учит детей рисовать народные орнаменты, разбираться в искусстве русского народа, использовать различные средства изображения, подводит детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращает внимание детей на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться.
- музыкальные руководители проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой;
- физкультурный инструктор проводит подвижные игры разных народов нашей страны;
- педагог - психолог на своих занятиях поддерживала готовность детей оказать любую помощь тому, кто в ней нуждается. Развивала у детей желание сделать приятное окружающим их людям. Изготавливала вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам Великой Отечественной войны;
- создавала проблемные ситуации для привития нравственных качеств (например, у ребёнка на прогулке потерялась игрушка, ставила в кружок стулья на один меньше, чем детей и др.), каждый случай разбирался или разыгрывался.
В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» - воспитание привязанности и любви к семье.
В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественное слово. Использовались следующие формы работы с детьми:
«Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).
Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.
Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности её решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.
Сильные чувства вызывают в детях ежегодное участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы. Дети старших групп с музыкальными руководителями, воспитателями, старшими педагогами, психологом, логопедом идут на площадь Победы. Каждый ребёнок приносит из дома цветок, и возлагает его к памятнику Воину-освободителю. Дети при стечении людей читают стихи о войне, поют патриотические песни, фотографируются, слушают марши и песни времён войны. Впечатления незабываемые и остаются надолго.
Коммуникативная деятельность закрепляет социальные чувства, объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек. Таким образом, вносится вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников.
Практическое значение состоит в том, что продумана система работы по патриотическому воспитанию, разработаны перспективные и тематические планы нравственного развития детей, становления их как граждан России.
Новизна проводимой работы заключается в том, что деятельное участие в ней принимает педагог – психолог, работающий с детьми, имеющими различные отклонения в поведении. Дети, с которыми проводится работа по социальной адаптации, не знали о детстве своих родителей. Я переговорила с родителями, выяснила, кто хочет участвовать в моём проекте, заинтересовала даже бабушек, провела родительский сбор. В результате родители «загорелись», поняли благотворное влияние этой работы на своих детей и начали работать. Принесли много фотографий прошлых лет, по которым беседовали дома с детьми, а дети в детсаду показывали их друзьям и объясняли, кто на них запечатлён, где и когда это происходит. Мы сделали несколько стенных газет: «Это всё - моя Родина», «Я люблю тебя, Россия!», «Я и моя семья в нашем городе». Были принесены медали прадедов – участников войны, медали прабабушек, работавших на победу в тылу. Несколько семей составили свои генеалогические древа; родители писали сочинения и снимали фильмы о своих детях, как они любят свой детский сад «Тополёк»; сделали очень трогательную презентацию «С чего начинается Родина…». Некоторые родители привезли свои отчёты о поездках с детьми по городам и деревням нашей страны, различные игрушки, фотографии, памятные сувениры. Летом две семьи (а может быть и больше) поплывут со своими детьми на пароходе по Волге, по памятным местам войны, посмотрят Волгоград, мемориальный комплекс «Родина – мать зовёт», привезут документальные материалы и рассказы детей. Запланированы и другие мероприятия. Родители сами подают идеи. Принесли семейную утварь прошлых веков Руси: рубель для глажки белья, прялку, самовар, угольный утюг, вышитые в народном стиле полотенца, которым уже больше полувека, прялку, детскую книжку, которую оформлял художник и которой скоро исполнится сто лет, картинки и книжки из истории Древней Руси. Дети относятся к этому очень серьёзно и с большим интересом. С помощью одного папы стали изучать гербы и флаги нашего государства разных лет и веков, принесли иллюстрированный буклет.
Содержание предметно – развивающей среды
Воспитание заинтересованного отношения к своей стране в большей мере опирается на информацию, которую дети могут усвоить.
Нами созданы: небольшая библиотечка, журналы, наборы открыток, фотографий, камней; оформлен материал, в котором показан быт древней Руси: русская изба, занятия, одежда, еда, войны и т.д.
Дети с уважением относятся к прошлым событиям в истории нашей страны и её культуре;
Работа велась одновременно по трем направлениям:
- с детьми - согласно разработанного плана,
- с родителями (пропаганда патриотического воспитания, повышение уровня знаний о материале, привлечение к совместной деятельности),
- обогащение предметно-развивающей среды.
При отборе конкретного содержания старались учесть то, что оно должно:
- нести доступную информацию;
- вызывать эмоциональные чувства, отношения;
- побуждать к деятельности, поступкам.
В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:
- оборудовали центр «Моя Родина - Россия»;
- подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др.;
- изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;
- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;
- тематические выставки в ДОУ, в группе «Мои молодые родители», «Древняя Русь», «Старинные куклы», «Старинные поместья прошлого» и др.
Оценка эффективности реализации программы
- положительное отношение детей к родному краю;
- улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);
- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу;
- стало возможным проведение мероприятий по патриотической тематике;
- готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.
Заключение
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и индивидуальными особенностями детей группы. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убеждённости, вдохновения.
Надолго остаются в памяти ребенка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие.
Воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к России возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.
Для того чтобы дошкольное учреждение помогло воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Надолго остаются в памяти ребёнка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие.
Строить работу необходимо в соответствии с местными условиями и
возрастными особенностями детей.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убежденности, вдохновения. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить страну, свой город, свой народ.
Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.
Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаём детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Нашим детям есть чем гордиться!
ПОДГОТОВИЛА: СМОРЖ.А.А.
Категория
Родителям