Регулярный просмотр телевизора может неблагоприятно отразиться на речевой активности ребёнка. И это факт! В последние годы родители, и педагоги часто жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашем саду, но и в других садах нашего города. Специальные исследования показали, что 25% четырёхлетних детей страдают серьёзными нарушениями в речевом развитии. Для сравнения, в середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4%детей того же возраста. За последние 20 лет число речевых нарушений возросло, более чем в шесть раз! Однако, причем, здесь телевидение, спросите Вы? Ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Ведь речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребёнок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, тем самым он включён в диалог. Причём включён не только слухом, но и артикуляцией, всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Из чего делаю вывод, ответные высказывания ребёнка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему. Речевые звуки, не обращённые к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих слов, не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками и жестами. Так как речь разговорная – это вершина, за которой скрывается внутренняя речь. Если углубиться, то можно сделать вывод: речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания своих переживаний, себя в целом. Если развитие речи задерживается, следовательно, тормозится весь процесс развития в целом организма ребёнка, а это могут быть: 1. затруднения воспринимать информацию на слух – не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения; 2. слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений; 3. неспособность удерживать короткие предложения и отдельные слова, в результате непонимание текста в целом, становится не интересно, скучно слушать даже самые хорошие книги. 4. резкое снижение фантазии и творческой активности детей, теряется способность и желание чем-то занять себя. Телевизор, как и компьютер, при злоупотреблении им, начинает заменять и вытеснять обычное общение между людьми, становится своего рода наркотиком. Вполне возможно, что сыну или дочке «не хочется» учиться разговаривать, напрягаться, думать – ведь по телевизору информация даётся в упрощённом, облегчённом виде. Для прослушивания эталонов русской речи вполне можно пользоваться аудиозаписями, например, включать их на ночь перед сном: сказки, потешки, песенки. И, конечно, мамино общение с малышом не заменит никто и ничто. Если вы, например, очень устали, и вам трудно читать книжки постоянно, рассказывать сказки и петь вашим детям, то поступите проще: запишите свой голос на кассету или диск и ставьте ему слушать, когда хочется отдохнуть. Подготовила Астраханцева А.М.
Категория
Родителям