Знакомство детей с предметами народного творчества и декоративная лепка влияют на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности. Творчество народных мастеров, как уже отмечалось, не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одаренные фантазией, талантом и добротой. Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов. Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причем делает это он самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группах у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях. Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности в области декоративной лепки. Поэтому в свободное от занятий время многие дети с увлечением изготавливают для своих игр самые разнообразные угощения для кукол. Это могут быть печенье, пироги, торты, конфеты. Все эти предметы требуют красивого оформления, и у ребенка есть возможность самостоятельно, в спокойной обстановке, не торопясь, вылепить эти предметы: посуда для сервировки кукольного стола, декоративные пластины для украшения стены в комнате. Это развивает инициативу, у них появляется желание внести в игру или в быт предмет собственного изготовления, доставить другим радость. Было бы хорошо, если бы у детей появилось желание сделать красивые предметы для своего дома. Родители вполне могут предоставить детям возможность заниматься декоративной лепкой в домашних условиях. Итак, вся работа по ознакомлению детей с предметами декоративного искусства и декоративной лепкой должна строиться по двум направлениям. Первое — это самостоятельная деятельность детей с предметами народного творчества, второе — самостоятельное создание детьми интересных, красивых, декоративных предметов из глины. Как показывает практика, оба направления действуют одновременно и дополняют друг друга. Поэтому в каждой возрастной группе должны быть продуманы условия, стимулирующие детей к данным видам деятельности. Изобразительная деятельность детей 5—6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже окрепли физически, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. Дети стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию; кроме того они научились во время лепки контролировать действия рук, а это в свою очередь привело к изменению характера изображения. Они самостоятельно могут определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали и элементы декоративного оформления, более творчески подходят к своим изображениям. Начиная со старшей группы занятия декоративной лепкой занимают вполне определенное место в системе занятий по изобразительной деятельности. Планируя эти занятия, необходимо учитывать связь их с народным искусством, так как декоративная скульптура, выполненная народными мастерами, художественная посуда, декоративные пластины, не только благотворно влияют на развитие художественного вкуса детей, но и являются хорошим наглядным пособием во время лепки. Умелое их использование взрослыми расширяет кругозор детей, благотворно влияет на их умственное развитие. Для работы с детьми данной группы можно использовать художественно выполненную посуду, декоративные пластины, дымковские, каргопольские, филимоновские и калининские глиняные игрушки.
Подготовил