Подготовила воспитатель Новрузова Анжелла Леонидовна
	Потребность в принадлежности. Четыре объятия в день. Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребенка? Примеры.
	Правила активного слушания.
	В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.
	Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни."Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
	Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности , то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах:
	«Как хорошо, что ты у нас родился»,
	«Я рада тебя видеть», 
	«Ты мне нравишься»,
	«Я люблю,
	когда ты дома»,
	«Мне хорошо, когда мы вместе...».
	Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между
	прочим, не только ребенку, но и взрослому.
	Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать . Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием".
	Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. 
	Например:
	СЫН: Он отнял мою машинку!
	МАМА:Ты очень огорчен и рассержен на него.
	ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
	МАМА:Тебе она очень не нравится.
	Гораздо легче и привычнее было бы сказать:
	— Ну ничего, поиграет и отдаст...
	— Перестань капризничать, вполне приличная шапка!
	Правила "активного слушания" 
	
	Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне .
	Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор и т д. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и
	самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
	
	Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
	Например:
	СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
	РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.
	Возможные неправильные реплики:
	— А что случилось?
	— Ты что, на него обиделся?
	
	В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.
	Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
	
	В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли,
	случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство .
	Например:
	СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
	ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).
	СЫН: Да, не хочу...
	ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся... (Обозначение чувства )
	Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. 
	Желаю всем успехов в построении доброжелательных отношений с ребенком!