ср, 06.11.2013 - 15:18
Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» сначала экспериментально в 19 регионах России. С 1 апреля 2010 года началось преподавание предмета в 19 регионах РФ в рамках федерального компонента образования.
Дисциплина уже ведется в одной тысячи семидесяти школах, четырехсот тридцати детских садах и ста девяти учреждениях дополнительного образования. В общей сложности программой ОПК охвачены почти сто сорок тысяч детей.
В дошкольных образовательных учреждениях преподавание «Основ православной культуры» происходит в форме факультативных занятий и в форме кружковой работы.
Цели преподавания курса «ОПК»:
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи курса «ОПК»:
1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада) .
Казалось бы, в этих задачах нет ничего такого, что могло бы являться помехой, преградой для введения «ОПК» в качестве обязательной дисциплины. Но мнения людей относительно введения курса «ОПК» сразу разделились. Появились сторонники, противники, и те люди, которые относятся к введению курса безразлично.
Сторонниками введения курса выступают Русская православная церковь, представители науки, общественные организации, которые считают, что с развитием цивилизации бездуховность вытесняет человечество за грань условий жизни, достойных человека, ведет к духовной и культурной деградации общества. А изучение основных традиций русской культуры как средоточия высоких православных ценностей обогатит эмоциональный мир школьников, обеспечит формирование гармоничного нравственного мира личности, станет фундаментом становления национальной и гражданской идентичности, что невозможно без интеграции в национальную культуру.
Мнение родителей, выступающих за введение курса «ОПК» разнообразное.
«Я считаю, что дети наши живут в нашей стране, в России, поэтому они должны знать православную культуру и воспитываться в ней».
«Ребенок стал более заботливым, дружелюбным. Стал уважительно относиться к старшим. Улучшились знания ребенка, стал более любознательным… »
Противниками курса выступают некоторые ученые, научные работники, кандидаты и доктора наук, представители различных религиозных конфессий.
Противники курса «ОПК» выступают со следующими доводами:
1. Для православного воспитания существуют воскресные школы, а не общеобразовательные - лучше бы подтянули качество преподавания остальных наук.
2. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и «культурологическом» характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным.
3. Для знакомства с историей, традициями родной страны, письменностью, живописью, музыкой, архитектурой уже существует такой предмет как МХК, а в детских садах – занятия по познанию окружающего, познанию природы, беседы на морально-этические темы. А курс «ОПК» - религиозное учение в виде проповеди.
Противниками курса «ОПК» является часть родителей, которые считают, что навыки добра и милосердия можно привить и без религии.
На одном из форумов в интернете есть запись об эксперименте, проведенном в одном из детских садов.
«Воспитателям одного из садов в обязательном порядке предложили ввести основы православной культуры для деток старшей группы. После месяца таких занятий родители стали обращать внимание на то, что у детей очень часто появились отговорки и ответы типа «так хочет бог. Так задумал бог. Это бог всё сделал. ».
Комментарии к этой записи неоднозначны – от резко отрицательных до положительных.
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК? » распределились следующим образом:
целиком положительно 25%
скорее положительно 44%
скорее отрицательно 13%
резко отрицательно 6%
затрудняюсь ответить 11%
1. На вопрос «Как вы думаете, курс «ОПК» должен быть обязательной дисциплиной? » 25 % родителей ответили положительно, 75 % - отрицательно.
2. На вопрос «Вы хотите, чтобы Ваш ребенок посещал факультативные занятия по ОПК? » 37 % ответили положительно, 63 % - отрицательно.
На вопрос «Кто должен вести кружковую работу по ОПК – воспитатель или специально обученный педагог? » 60 % ответили, что занятия должен проводить воспитатель, 40 % - специально обученный педагог.
Споры относительно введения курса «ОПК» до сих пор не затихают. Перспектива введения в школьную программу предмета духовно-нравственного содержания, в частности «Основ православной культуры», вызывает горячую поддержку одних и резкое неприятие других.
Подготовила:Торба.Э.Ф.
Категория
Родителям