чт, 07.11.2013 - 13:52
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 6. Бекетова И.А.
План
1. Понятие режима и его значение в воспитании детей дошкольного возраста.
2. Режим дня в разных возрастных группах.
3. Роль взрослых в организации режима дня дошкольника.
1. Понятие режима и его значение в воспитании детей дошкольного возраста.
Режим дня является важнейшим условием успешного физического
воспитания детей дошкольного возраста. Под режимом понимается распорядок жизни детей, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
В результате ритмического повторения всех составляющих элементов
режима дня (питания, сна, игр, занятий, прогулок) у детей образуются
прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного её вида к другому.
Так, в привычные часы приёма пищи ребёнок испытывает чувство голода,
у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается
и быстрее усваивается; во время сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают.
Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребёнка и
на протекание всех физиологических процессов в организме.
Основное требование к режиму – учёт возрастных особенностей детей.
В младших группах больше времени отводится на сон, одевание, раздевание, умывание и т.д.
В старших группах в связи с возросшей самостоятельностью детей на бытовые процессы требуется значительно меньше времени и соответственно больше уделяется на игры и другие виды деятельности.
В процессе выполнения режима необходимо учитывать состояние здоровья детей, уровень их психического развития.
Следующее требование – постоянство режима: вовремя есть, заниматься, играть, спать.
Оно приучает детей к порядку и дисциплинированности. Нарушение режима отрицательно сказываются на здоровье детей и их поведении:
они перевозбуждаются, начинают капризничать, между ними могут возникнуть ссоры.
При составлении режима учитывается время года. Так, например в летнее время период пребывания детей на свежем воздухе увеличивается. Поэтому больше времени отводится на подвижные игры и на прогулку.
Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребёнка к определённому ритму, обеспечивает смену деятельностей
(игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему
ребёнка от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени.
Таким образом, режимные требования способствуют воспитанию здоровых, бодрых , дисциплинированных детей и позволяет успешно решать задачи всестороннего развития и подготовки их к школе.
2. Режим в разных возрастных группах.
Режим д/с предусматривает различные виды детской деятельности: бытовую, игровую, учебную и трудовую.
Место, занимаемое для неё в режиме, определяется возрастом детей.
Так, в младших группах значительное время отводится на бытовые процессы.
Затем оно сокращается, а увеличивается время на другие виды деятельности ( игра, труд, занятия).
Игре как основному виду деятельности дошкольников в д/с отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке. Задача воспитателя – создать детям условия для всех видов игр.
Во всех группах предусмотрено время для занятий; длительность их постепенно увеличивается. Специальное время отводится для трудовой деятельности детей (уход за растениями и животными, занятия по труду, работа на участке) и планируется она в первой половине . От группы к группе она несколько возрастает, однако всегда занимает в режиме дня значительно меньшее место, чем игра и обучение.
3.Роль взрослых в организации режима дня дошкольника.
Дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития режим дня только под руководством взрослых.
Организатором правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. Он проводит постоянную работу по приучению детей к выполнению режима, ведя их от первых шагов в усвоении режимных требований к известной самостоятельности.
Привыкание детей к новому режиму жизни обычно продолжается в течение одной – двух недель. Срок адаптации ослабленных или резко возбудимых малышей удлиняется до пяти – шести недель.
Необходимым условием правильного физического развития и воспитания детей является соблюдение режима в семье. В этом необходимо убедить родителей и помочь им в его организации. Воспитатель знакомит родителей с режимом группы, которую посещают дети. Только при условии единства требований к детям со стороны детского сада и семьи можно воспитать их здоровыми и жизнерадостными.
Категория
Родителям